Существуют шесть основных загрязнителей моторного масла.
Наличие продуктов износа в моторном масле, указывают на износ той или иной детали двигателя.
Kaк правило, продуктами износа являются медь, железо, алюминий, хром, свинец, олово, молибден, никель и магний. Даже, несмотря на высокое качество автомасла, нахождение продуктов износа в нем неизбежно и это обстоятельство является нормальным.
Однако если количество продуктов износа чрезмерно велико, ихнегативное воздействие заметно сокращает срок службы дизеля. Речь идет о закупорке фильтра, об интенсивном износе поршневых колец и гильз цилиндров, вкладышей подшипников коленчатого вала.
Инородные частицы (грязь), попадая в автомасло вместе с нагнетаемым в двигатель воздухом или в результате повреждения прокладки, способны повредить стенки цилиндров. Нагар представляет собой продукт не полностью сгоревшего (часто некачественного) топлива. О его наличии говорят черный выхлоп двигателя и закупорка воздушного фильтра.
Нагар является следствием загрязнения воздухоочистителя, недопустимо высокой нагрузки дизеля, слишком значительной подачи топлива, а также нехарактерной динамики неправильно выставленного ограничителя перемещения топливной рейки (ограничителя дымности). Из-за нагара моторное масло (авто масло), находящееся благодаря моющей присадке всостоянии суспензии, чернеет.
Топливо, попавшее в автомасло, является признаком неисправности системы питания, таким как поломка топливной форсунки или утечка топлива из системы питания. При этом ухудшаются его смазочные свойства, которые перестают обеспечивать необходимую прочность пленки, предотвращающей сухое трение металлических поверхностей. Результат - повреждение подшипников и прихват поршней.
Вода в моторном масле. Вода, являющаяся побочным продуктом сгорания топлива, выводится не только через выпускную систему, но и может конденсироваться в картере двигателя, если его рабочая температура слишком низкая. Вода в смеси с автомаслом создает эмульсию, которая способствует закупорке фильтра.
Наиболее серьезные загрязнения происходят в тех случаях, когда попадание воды в систему смазки двигателя происходит из-за утечек в системе охлаждения.
Антифриз (этиленгликоль) может попасть в моторное масло из-за утечки его из системы охлаждения двигателя. Опасность этого явления заключается в том, что в автомасле образуется осадок, который может вызвать закупорку фильтра.